БЛОГ БИБЛИОТЕКАРЯ ГИМНАЗИИ № 1518 г.МОСКВЫ

понедельник, 26 апреля 2010 г.

Жизнь быстротечна, искусство вечно!

     Приглашаю Вас совершить виртуальную экскурсию по выставке гениального художника, скульптора, керамиста Пабло Пикассо, открывшуюся 26 февраля в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина. С разрешения французского правительства на выставке представлены не только произведения из музея П.Пикассо, но и картины из ГМИИ им. А.С. Пушкина.
   Начинается экспозиция с картины «Смерть Касахемаса», написанной в голубой период или парижский период. Карлос Касахемас был другом П. Пикассо. Из-за несчастной любви произошло убийство. На картине изображена голова усопшего, след от пули и рядом свеча – символ безвременно угасшей жизни. Чувствуешь потерю, пустоту. Цветовая гамма построена на диссонансах.
   «Мужской портрет». Лицо светлое, выделяются глаза. Смотрит и не видит. Замкнутое пространство, с помощью удаляющихся силуэтов.
   «Портрет Сабартеса». Позже он становится секретарем и биографом художника. Сабартес не смотрит на зрителя. Ощущение тоски, одиночества.
   «Селестина (Женщина с бельмом)». Тема слепоты. Напряженный взгляд пронзает пространство. Не зрение, прозрение. Передано внутреннее движение, свет беспокойными вспышками, загорается румянец.
   «Старый еврей с мальчиком». Особое значение у П. Пикассо приобретает искусство линий. Изможденное лицо старика, слепота, истощенное тело. Голова старика склонена, позади голова мальчика. Детство и старость. Люди, которые нужны друг другу.
   «Девочка на шаре». Перед нами семья циркачей. Хрупкая девочка и мощный атлет. Хрупкий шар и устойчивый куб. Пространство, словно раздвигается. Вдали пейзаж – символ творческого начала. Образ построен на контрасте. Это розово-голубой период.
   Далее мы видим «Автопортрет», написанный в обобщенной манере. Это ключевое произведение.
   «Авиньонские девицы» была написана в 1907 г. Картина наделала много шума, и появилось новое направление в искусстве – кубизм.
   Интересны эскизы. «Бюст женщины» и «Бюст мужчины». Черты лица изображены схематично. Это целая философия. Лицо двойственное. Левая часть – теплая, правая – мертвенно-бледная. Глаза обозначены черной краской. Идея о рождении, создании образа.
   «Три фигуры под деревом». Композиция красиво решена. Крайние головы наклонены и выгнуты. Средняя – фронтальная постановка головы напоминает портрет, маску. Сквозь густые лучи пробиваются разные оттенки коричневого. Не люди кажутся, а духи природы.
   «Пейзаж с двумя фигурами». Впечатление - общаются деревья, ветви словно руки. Так ли уж безлюден пейзаж? Присмотритесь, женщина сливается с деревом, рука вздымается подобно ветви. Слева рука наклонена, напоминает корневище. Идея слияния человека с природой утеряна городской цивилизацией, но сохранена простыми народами.
   С этого момента развивается направление кубизм. Художник все больше задумывается, как строится форма, объемы головы.
   «Мужская голова». Форма строится из геометрических объектов. Голова – трапеция, нос конусовидный, полукружия глаз, положение головы необычно. Она направлена вверх, словно парит в небесах, и упала на грудь. На глазах образ становится иным. Бросается в глаза плоскостность. Плоскости созданы разноцветными штрихами.
   «Портрет Амбруаза Воллара» куплен меценатом С.И. Щукиным. Его потрясло портретное сходство. Необычные формы, огромная голова, опущенные веки. И в тоже время перед нами элегантный человек, из кармана виден даже фрагмент платка. Ассоциации – разбитое зеркало, мир накануне I Мировой войны.
   «Мужчина с гитарой». Первое впечатление - хаотично разбросанные фрагменты. На самом деле упорядоченный образ. Возникает голова, ограниченная диагоналями, квадратики плеч, широкий квадрат напоминает спину. В центре – корпус гитары, нотные листы рассыпаны веером. Наконец, пюпитр, прихотливо изгибающийся спиралью. Пикассо исходит не от внешнего подобия, а от идеи.
   «Гитара. Я люблю Еву». Это не портрет возлюбленной, а выражение чувств вот таким образом. Корпус гитары – очертания женской фигуры. Звучит музыка. Волокна древесины вторят очертаниям верхней деки. Написана картина на нотном стане. Ключ к сердцу – якорь спасения надежд.
   Впечатления Пикассо после путешествия в портовый город Гавр отражены в ряде картин. Гитара – большая резная, настоящий корабль, а гриф вдруг превращается в мачту, в парус.
   «Гитара и бутылка пива Buss». Почва уходит из-под ног. Образ моряка, идущего по Гавру. Это конструкция, где доминирует дерево, но есть и наклеенная бумага, добавляющая цвет.
   «Скрипка». Новый объект, созданный из металла. Ритмичное. произведение. В центре две пластины: белая и коричневая, вытянутые и согнутые. Коричневый цвет повторяется. Справа белый, слева синий. Цвет развивается снизу вверх. Цвет неба стремится вверх. При помощи форм внушается образ скрипки.
   Пикассо создает коллажи.
   «Стакан, бутылка вина, пачка табака, газета». Стакан, ножка, стакан преобразовывается в три стакана. Вид сверху, округлые формы, рядом трапецевидная бутыль вина, построенная из цилиндра. Видны световые блики. Газету трудно не увидеть. Французские пачки от табака. Это завтрак лени, утро или день.
   И совершенно другие ощущения при помощи вечернего цвета в картине «Стакан, трубка, трефовый туз и игральная кость». Все предметы организованы на основании. Стакан, слева вытянутая тень перетекает в резные прямоугольные очертания стакана. Игральная карта и кость. Хочется взять это, ощупать. Это внушает П.Пикассо. Вещественность. Предыдущий сюжет прозаичнее. Три цвета. Все ясно. Здесь цвета входят один в другой. Проникают синий, затем красный цвет, заворачивают вихрем круглые очертания.
    Окончание следует.

2 комментария:

  1. Спасибо, Евгения, за этот материал. С Вашего позволения воспользуюсь страничкой Вашего блога? Это позволительно?

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья! Конечно, пользуйтесь.Извините, что сразу не ответила, была в отъезде.Летом выставка будет демонстрироваться в Питере.

    ОтветитьУдалить