БЛОГ БИБЛИОТЕКАРЯ ГИМНАЗИИ № 1518 г.МОСКВЫ

вторник, 27 апреля 2010 г.

Жизнь быстротечна, искусство вечно!

                                             Окончание
      В 1916 г. художник знакомится с С. Дягилевым, вдохновляется Русскими сезонами. Он оформляет балет «Парад», эскиз занавеса, костюмов.
   «Портрет «Игоря Стравинского». Пикассо, виртуозно владея линиями, передал суть. Вытянутое лицо с огромными губами, руки вырисованы. Ассиметрия, двойственность. Огромный костюм, в котором утопает сутулая фигура. Элегантная небрежность, складки сочно спускаются. Бросаются в глаза две разные пуговицы на правом рукаве. Противоречивая натура. Усиливается двойственность взгляда за счет очков.
Пикассо редко писал с натуры, чаще создавал свои шедевры по памяти.
   «Портрет Ольги в кресле». Волосы разделены на пробор. Лицо, словно неживое. Светотени. Игра объемов и плоскостное изображение. Неуловимая поза. Вроде бы сидит, и нет. В 1918г. Пикассо женится на Ольге. Они поселяются в буржуазном квартале, ведут светский образ жизни. В 1921 г. рождается сын Пауло.
   «Пауло в костюме Арлекино». Игра плоскостей, завершенности и нет. Мальчик одет в костюм Арлекино. Прелестное детское личико, но в лице застыла напряженность.
   «Женская голова» - скульптура Мари Терез Вольтер. Привлекает внимание нос. Пикассо воплощал не внешность, а свои ощущения, эмоции, внушал идеи. Классический греческий профиль, линия лба переходит в линию носа. Миндалевидные глаза.
   «Портрет Мари Терез». Образ построен на мягких округлых линиях. Круговым движениям вторит округлая спинка кресла. Нежные цвета: бирюзовый, желто-солнечный, лиловый. Образ нежный, лирический. Нежность ощущается во всем.
   «Портрет Доры Маар». Разница ощутима. Там внешность, здесь пронзительная, конвульсивная красота. Начинает поворачивать голову, появляются разноцветные вспышки. Черные волосы, зеленые глаза. Здесь прямые линии, там округлые. Здесь едкий цвет, яркость, экспрессия, там образ чувственный. Длинные пальцы здесь и чувственные там. Дора Маар была экстравагантна, в 1935 г. открыла свое фотоателье.
   В 1935 г. Испанское правительство заказывает П. Пикассо оформление выставки в Париже. Пока Пикассо решал, 26 апреля 1937 город Герника на севере Испании подвергся бомбардировке. Одна треть населения погибла. Трагедия послужила толчком для создания "Герники".
   Картина-панно, 8м в длину, 3,5м в ширину. Картина осталась в Париже, но мы можем представить ее по фотографиям, сделанным Дорой Маар на различных этапах создания. Образы агонизированы: лошадь, фигура быка. На разных этапах образы остаются, но меняются позы. Рука войны сжимает обломок меча. Композиция построена классически. Центр, боковые фигуры, женщина с поднятыми руками, слева – женская фигура, мертвый ребенок - символ материнства. Нога рифмуется с рукой воина с раскрытой ладонью. Свет не несет света, освобождения. Образы воздействуют потрясающим образом. В отличие от классического изображения трагедии, например у К. Брюллова «Гибель Помпеи», Пикассо показывает шок, перестройку восприятия. Лошадь – взгляд снизу. Шоковое видение. Катастрофа.
   «Умоляющая» - образ плачущей женщины – образ страдания. Метафора становится зримой. Запрокинутая голова, глаза полезли на лоб, вырвавшаяся грудь. Ожесточение. Везде царит смерть.
   «Бойня в Корее». 20 век погружен в войны. Роботизированные фигуры, головы-шлемы, ощетинившиеся руки, дула оружий. Что происходит с людьми? Вроде бы люди, но головы в шлемах, глаз не видно. Неумолимость. С другой стороны жертвы. Сбились в кучу. Лицо, тело не искажено, точно статуя. Рядом застывшая маска страдания, искаженное лицо матери.
   «Человек с ягненком» - скульптура человека, несущего животное, созданная в 40-е годы на юге Франции. Дробность объемов создает беспокойство, усиливающееся бронзой. Увеличенную скульптуру установили на площади как напоминание о жизни, которую надо спасти.
   Пикассо создал эмблему конгресса мира 1949 г.
   На юге Франции в городе Валлорисе художник занимается керамикой. Кувшин превращает в женщину, расписывает блюдо «Голова совы». Сова спит днем, ночью прозревает. Тема слепоты, видения в темноте.
   Образы своих детей Пикассо создал с фантазией. «Ребенок, играющий с грузовичком». Дочь Палома. Идея детства. Уход в игру. «Клод рисующий. Франсуаз и Палома». Силуэт при помощи линий. Палома, скрестив ноги, подперев подбородок, наблюдает.
   «Семья». Ирония и самоирония. Глава – респектабельный мужчина. Все при нем. Наследник, мать с размашистыми руками. Художник видит мир глазами ребенка.
   «Поцелуй». Округлые линии, чувственные губы. Все гипербольшое. Образ карикатурен, но достоверен.
   «Женщина с подушкой». Идея движения. Одно перетекает незаметно в другое. Пикассо хороший рисовальщик. Линии уверенные, светотень.
   «Молодой художник». Кисть, палитра. Картина написана за год до смерти. Стареющий художник близок к юности. Проблема творчества.
   Доступно и увлекательно искусствоведы ГМИИ им. А.С. Пушкина провели экскурсию по выставке П. Пикассо.
   П.Пикассо - это новый язык искусства. Он написал тысячи картин и стал по праву величайшим художником современности, открытым для диалога.
   Там, где прошел Пикассо, делать нечего!
http://www.kommersant.ru/
http://art.1september.ru/2004/10/no10_3.htm ;
http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий