БЛОГ БИБЛИОТЕКАРЯ ГИМНАЗИИ № 1518 г.МОСКВЫ

среда, 23 июня 2010 г.

От Рафаэля до Гойи

   В Пушкинском музее в Москве открыта выставка, привезенная из Будапешта. Представлено 60 картин, три века развития традиционного классического искусства. Далеко не все являются шедеврами. Произведений некоторых художников в России нет или встречаются крайне редко.
   Приглашаю Вас на виртуальную экскурсию по картинам-шедеврам.
  Рафаэль Санти «Портрет молодого человека». Это поэт Пьетро Белита. Розовощекий юноша, открытый взгляд, в руке лист бумаги – намек на то, что это поэт. Концепция человека. Огромная фигура на фоне удаляющегося пейзажа. Человек – центр мирозданья.
   Франсиско Гойя «Девушка с кувшином». 1812 г. Красота, сила. Округлое лицо, уверенная поза. Увесистый кувшин держит без напряжения, в другой руке корзина. Значимым является год написания. Вероятно задумана была серия людей из народа, но известно только две картины («Точильщик»).
      Альбрехт Дюрер «Портрет юноши». Активный красный фон. Дюрер убирает все лишнее. Погрудное изображение. Лицо подчеркивает открытый лоб, волосы убраны под сетку для волос по моде того времени. Легкая ассиметрия, небольшая ухмылка, живость, подвижность. Художник внимателен к деталям. Обратите внимание на меховой воротник. Это характерно для северной школы живописи.
   Якобо Тинторетто «Женский портрет». Моделирует объем при помощи светотени. В крайнем слое можно увидеть трещинки, но это не мешает ощутить свежесть кожи, увидеть румянец, задумчивость. Взгляд устремлен перед собой и в себя. Светлые волосы словно светятся. Жемчужное ожерелье оттеняет цвет кожи. Плавные переходы светотени.Вероятно, это дочь художника, Мариэтта.
   Аннибале Карраччи «Христос и Самарянка». Картина написана на известный сюжет из Евангелия. Христос присел у колодца, приходит женщина, завязывается разговор о воде – символе христианства. Подошли и ученики. Главный персонаж на переднем плане. Разная реакция на происходящее у учеников. Старец отпрянул, жест руки красноречиво говорит об этом. Молодой человек широко раскрыл глаза, удивленно наблюдает. Христос разговаривает с женщиной, она самарянка. Далее сюжет строится по кругу.
   Альбрехт Альтдорфер «Распятие». Крупнейший мастер немецкого Возрождения. В верхней части на золотом фоне – мир небесный, божественный. Внизу – земля. Чувствуется миниатюрность. Аскетическая худоба тела Иисуса, тревожное звучание набедренной повязки. Эмоциональное состояние передается и Богоматерью, изображенной в обмороке, Марией Магдалиной в скорби. Иоанн смотрит на учителя. В правой части картины воины делят одежды Христа.
   Эль Греко «Кающаяся Мария Магдалина». Поражает богатством колористического решения. Мария Магдалина удалилась в пустыню после вознесения Христа. Кающаяся голова приподнята, струятся волосы. Вторит покрывало цветом, складками. Руки тонкие, гибкие пальцы, изысканный жест. Изгиб пальца указывает в сторону черепа, другие пальцы обращены к Евангелию. Это путь, которому нужно следовать. Сидит на уступе скалы, словно башня, устремленная вверх. Твердость в вере. Справа плющ – символ вечной жизни. Просвет – небесный свет – божественная благодать. Достоинство венецианской школы живописи – цвет. Эль Греко покинул Крит, учился в Венеции, позже переехал в Испанию.
   Диего Веласкес «Трапеза крестьян». Натюрморт, жанровость. Обычная пища: рыба, хлеб, цитрусовые. За столиком трое. Выделяется фигура женщины. Голова наклонена. Она держит кувшин, вино светится, загорается струйка на свету, красиво играет и попадает в чашу. Контраст рук. Правая сжата в кулак, левая выпрямлена. Контраст старшего и молодого крестьянина. В единстве противоположностей рождается гармония.

Комментариев нет:

Отправить комментарий