Приглашаю Вас совершить виртуальную экскурсию по выставке, посвященной 150-летию И. И. Левитана. Открыта выставка до 20 марта на Крымском валу.
Начинается просмотр с портрета художника, написанного В. Серовым. И.И. Левитан тяжело болен. Ему 39 лет. Он прожил короткую жизнь, но сумел сказать принципиально-новое слово о русском пейзаже.
Учителями И.И. Левитана были В.Г. Перов, А.Н. Саврасов, оказавшие особенно сильное влияние на творчество художника.
«Осенний день. Сокольники». С этой картины началось восхождение художника. Это первая картина И.И. Левитана, приобретенная в Третьяковку. Преобладает грустный, щемящий мотив, давящее небо, осенняя дорога, по которой бежит женская одинокая фигура. Элемент рассказа, взятый от западно-европейских художников.
«Осень. Охотник». И. Левитан, страстный охотник, изобразил себя с любимой собакой Вестой.
Крымские пейзажи. 1880-1900. «Татарское кладбище», «Дворик в Ялте», «Садик в Ялте», «В Крымских горах». Высветленная палитра, яркое солнце, горы, долина, стройные кипарисы. Художник везде остается собой. Не покидает ощущение, что крымская природа чужая. И. Левитан воспевал северную природу, хотя Крым очаровывает.
«Березовая роща». У А. И. Куинджи в одноименной картине конца 70-х г.г. 19 в. – новаторский эффект освещения. Время остановилось. Напоминает декоративное панно. У И. Левитана трепетная игра цвета и света. Свет, воздух.
«Тихая обитель» На передвижной выставке И. Левитан взорвал сознание присутствующих. Ал. Бенуа вспоминал: «Ощущение, что открыли ставни и в спертый воздух выставочных залов хлынул свежий воздух».
Стоим на берегу. Невольно вспоминается гениальное чеховское описание из повести «Три года». «На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса…» Художник хотел выразить божественное начало. Нет протокольного отражения природы. И. Левитан всегда синтезировал, а не копировал. Церковь из одного этюда, пейзаж из другого. Все картины придуманы.
Похожая, но иная по настроению, «Вечерний звон». То же место, но другой символ. Мы снова стоим на косогоре, река, монастырь. Мы пытаемся двигаться, гладь воды неподвижна, плывет лодка. Оказываемся перед величавой картиной. Начинаешь слышать вечерний холодный звон. Тема пути, устремление души к внешнему.
«Март». Дом, аккумулируя весеннее тепло, распространяет его на весь пейзаж. Дорога с первыми проталинками, шапки снега, блеск капающей воды. Каждую секунду меняется освещение. Это самый радостный пейзаж.
«Весна. Большая вода» Продолжаются Саврасовские мотивы. Пробуждение природы. Хрупкие березки оказываются в воде, прорастают, устремляясь в небо, растворяются в голубизне. Сияние воды и неба.
«Золотая осень». Шедевр. Энергия бьет через край. Напоминает пушкинские строки, наполненные гармонией мироздания. Трепещет от ветра березовая роща. Река жизни – символ человеческой жизни.
«Владимирка». Владимирский тракт, по которому вели в Сибирь преступников. Дорога – символ пути. Пейзаж наполнен грустными ассоциациями. Вдали храм, идет одинокий странник.
«У омута». С. Кувшинникова познакомила И. Левитана с преданием, вдохновившем А.С. Пушкина на создание «Русалочки». Хрупкий мостик, рябь на воде, как будто кто-то утонул. Не портрет местности, а портрет души художника, картина переживаний.
«После дождя. Плес». И. Левитан не мог обойтись без Волги. Река влекла, отвечала сокровенным представлениям о русском приволье. В Плесе были написаны лучшие пейзажи.
«Вечер. Золотой Плес». Одно из лучших произведений. Косогор, бесконечные просторы, характерные для русской земли, русского пейзажа. Широкая линия горизонта. Дом-музей И. Левитана в Плесе. В письмах художник думал о том, как свята наша жизнь, преклонялся перед гармонией мира.
«Вечер на Волге». Гениальная выразительность, простор неба, река серебристо-серая, темный берег. Грандиозная вечность заставляет рассуждать.
«Сумерки. Стога». Рельефно очерчены контуры предметов, опускается ночь, все погружено в сумерки.
«Лунная ночь». Березки исчезают в сумерках.
«Весна в Италии». «Канал в Венеции».И. Левитан много путешествует. Путешествия связаны с лечением. В 1894 г. поставлен диагноз – тяжелая болезнь сердца. Чехов в своих дневниках поражается жажде жизни друга.
«Летний вечер» – одно из последних произведений художника. Дорога – символ пути.
«Озеро». Синтез множества зрительных впечатлений. Мы забываем об этом. Река, бесконечные дали, огороды, осока. Монументальный образ бесконечного русского пространства. В конце жизни красочно. Чем ближе к смерти, тем ярче картины – парадокс его жизни. Ужас и страх перед вечностью.
«Над вечным покоем». 1894. Громадное небо с тревожными облаками, река. На границе земли и неба часовня, погост и теплится огонек. Кто-то может найти приют. Жизнь продолжается.
На выставке представлено 300 картин из 17 музеев, в том числе из Израиля (Иерусалим), Минска (республика Беларусь) и из частных коллекций. Это – этюды, пастели, акварели, много рисунков. И.И. Левитан был виртуозным рисовальщиком. Некоторые произведения художника россияне видят впервые.
Литература: Бенуа Ал. Воспоминания;
Чехов А.П. Собрание сочинений. Т.7 Повести и рассказы. 1892-1895. М.Гос. изд. худож.лит., 1962, С.482.
Картинка: http://www.culturecenter.ru/pw29.html
Литература: Бенуа Ал. Воспоминания;
Чехов А.П. Собрание сочинений. Т.7 Повести и рассказы. 1892-1895. М.Гос. изд. худож.лит., 1962, С.482.
Картинка: http://www.culturecenter.ru/pw29.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий